Бизнес под ключ - франчайзинг аптеки

Аптечный бизнес – перспективы рынка>>>

Основные организационные этапы>>>

Итак, мы с Вами в предыдущем разделе убедились в том, что Аптечный бизнес является достаточно перспективным. Что же надо для того, чтобы организовать аптеку? Рассмотрим основные этапы.

  1. Выбор помещения

Первый и очень важный этап! Здесь присутствуют несколько моментов:

Во-первых, это помещение должно быть правильно расположено с маркетинговой точки зрения. Идеальным является место скопления большого количества народа: базарная площадь, центральная улица, транспортная развязка. Перспективным также может быть расположенность в крупном спальном массиве. Если помещение находится в Вашей собственности, то это является его серьезным преимуществом, которое может смягчить неидеальность месторасположения. 

Хотелось бы отметить, что расположение помещения очень важно, но не критично. «Раскрутить» можно практически любое помещение, вопрос времени и затрат.

Второй момент при выборе помещения - это соответствие требованиям СЭС. Существует ряд критичных моментов:

  • Общая площадь не менее, чем 50 кв.м.
  • Наличие санузла
  • Наличие торгового зала
  • Наличие материальной площадью не менее 10 кв.м.
  • Наличие кабинета заведующего – не менее 8 кв.м.
  • Обособленное помещение  на первом этаже капитального здания с отдельным входом.

Последний пункт может быть смягчен в случае, если аптека располагается в торговом центре

2. Получение Лицензии

Тут все просто. Необходимо:

  • Сделать проект на (пере)оборудование помещения
  • Получить предварительное разрешение СЭС на размещение аптеки
  • Сделать ремонт в соответствии с проектом, согласованным с СЭС
  • Сделать паспорт аптеки, подписать его в СЭС, Пожарной охране, Райадминистрации.
  • Подать документы в Инспекцию по надзору за лекарственными препаратами
  • Пройти Лицензионную комиссию Минздрава
  • И, после оплаты небольшой госпошлины, получить Лицензию.

Обычно этот процесс, при определенном опыте, занимает порядка 3-4 недель без учета времени на ремонт помещения.

3. Техническое обеспечение

Один из самых простых пунктов. На этом шаге необходимо сделать разводку компьютерной сети, закупить компьютерное и специальное оборудование, подключить Интернет. Здесь тоже есть несколько нюансов, которые, в основном, связаны с принятой Вами технологией ведения бизнеса и используемым программным обеспечением. Последнее стоит вынести в отдельный пункт.

4. Программное обеспечение 

Стоит обратить внимание на то, что современный аптечный бизнес является очень технологичным. Уже прошли времена, когда заказ товаров осуществлялся товароведами, определяющими «на глаз» объем необходимой закупки и выбирающими поставщиков по каким-то, только им известным, критериям. 
Современное программное обеспечение помогает формализовать эти процессы и минимизировать их зависимость от человеческого фактора.

Хорошее программное обеспечение должно:

  • Максимально автоматизировать процесс заказа товара у поставщиков.
  • Позволять работать с различными маркетинговыми инструментами
  • Иметь удобный интуитивно понятный интерфейс.
  • Иметь состыковку с популярными бухгалтерскими продуктами.
  • Иметь хорошую техническую поддержку разработчиков

На рынке присутствует порядка десятка программных продуктов, которые удовлетворяют этим требованиям. Решение выбора довольно ответственное, т.к. очень сильно определяет Ваши дальнейшие возможности и бизнес-схему.

5. Подбор и обучение персонала

И все-таки вообще избежать «человеческого фактора» Вам не удастся.

Вам необходимо на первом этапе набрать всего 4 человека: Заведующего,  2-х первостольников и санитарку. Тут тоже есть нюансы. Традиционной ошибкой является недооценка  роли персонала и, как следствие, желание сэкономить на зарплатах в ущерб «качеству» набираемых людей.

 Торговые сотрудники аптеки должны гармонично сочетать профессиональное знание препаратов с высокими коммуникативными качествами. 
В то же время заведующая, кроме перечисленных выше навыков, должна обладать определенным набором руководящих навыков – от требовательности к сотрудникам, до правильного поведения при проверках «служб и инстанций».
Экономия на персонале может привести к  неадекватным потерям прибыли.
В задачу обучения персонала входит обучение сотрудников работе с программным обеспечения, основам кассовой дисциплины, правилам документооборота, порядку общения с поставщиками, прочим мелочам текущего бизнес-процесса.

6. Заключение договоров с поставщиками

Пункт довольно простой, но требующий усидчивого и кропотливого подхода. Средняя аптека обычно имеет порядка 30-60 контрагентов (поставщиков). Количество – это не самоцель, а ассортимент, и, как следствие, выторг.
Поэтому надо набраться терпения и кротости при переговорах, т.к. хорошие условия поставщики обычно сразу не дают. Более того, переговоры с новой неизвестной аптекой ведутся с позиции «объясните, почему мы с Вами должны работать»

На этом же шаге осуществляется формирование компьютерной базы товаров в аптеке. Чаще всего эта база включает в себя порядка 5-12 тыс. позиций. Опять-таки – это не сложно, но нужно знать как и выделить определенное время на эту задачу.

7. Первичная закупка товара

Этот шаг сравним с искусством. Фактически имеем оптимизационную задачу, с одно стороны которой находятся вложения в товар, а с другой – достаточный ассортимент.

8. Реклама

Реклама при открытии аптеки довольно ограничена в количестве вариантов и носит, в основном, визуальный характер. Необходимо найти нужные образы и слова, которые направят поток людей к Вам в Аптеку.

9. Текущее управление

Очень обширный шаг с размытыми рамками. Он включает в себя весь перечень операций, начиная от управления товарно-материальными запасами и заканчивая работой с покупателями.

Наш вывод – при должном желании и усилии с этими шагами может справиться практически каждый. При этом количество времени и денежных средств, потраченных на это обратно пропорционально опыту.

 
 
Для получения более подробной информации Вы можете  направить нам запрос при помощи формы обратной связи.